ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ

                                               
 О красоте науки и научной деятельности ученые, педагоги и писатели высказывались неоднократно. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что во всякой науке есть эстетический элемент. У А. С. Пушкина мы находим утверждение, что вдохновение нужно в поэзии так же, как и в геометрии. Д. И. Менделеев был убежден: опыт должен быть не только поучителен и верен, но также красив и привлекателен.
Красоту видимую, которую мы ощущаем в природе, распознать проще.   
          Она проявляется в яркости красок неба, цветовых и звуковых явлениях, в симметричности форм тел живой и неживой природы, в ритмичности происходящих процессов. А как оценить красоту невидимую, скрытую в законах, теориях, формулах, определениях? «Радостное и вдохновенное чувство испытываешь, — писал А. Эйнштейн, — видя проблему изложенной кратко и живо, во всем ее разнообразии и во всех ее связях». Американский физик Дж. Томсон считает, что «ощущение большой красоты возникает в том случае, если теория способна охватить на первый взгляд очень разрозненные явления и показать их тесную связь».
            Среди других эстетических критериев научных теорий и законов можно выделить следующие: простота и изящество внешнего выражения теории, которое заключено в формуле или определении; информационная полнота, состоящая в широте охвата разнообразных явлений; минимальность понятий, лежащих в основе теории. Примеры таких законов и теорий: закон всемирного тяготения, теория относительности, теория строения атома и др.
               Ученые считают, что сам процесс познания истины, ее доказательства может быть эстетическим. «Главным моим. наслаждением в течение всей жизни, — писал Ч. Дарвин, — была научная работа». Эстетика процесса познания заключается в ясности, четкости и последовательности развития мысли, в строгой доказательности, простоте, оригинальности, в изяществе полученного решения, сделанного вывода.
                 Сам творческий процесс носит эстетический характер.
                 Смелость мысли, яркость догадки, оригинальность гипотезы, нестереотипность мышления, радостное чувство поиска истины характерны для научного творчества.
Несколько лет назад на страницах печати шел спор: какую роль играет искусство в научном творчестве ученых и может ли художник, поэт, писатель обойтись без знаний основ наук? Попытаемся и мы разобраться в этом.
               Ч. Дарвин в своей автобиографии расценивал утрату им способности в старости наслаждаться поэзией, живописью и музыкой, как утрату счастья, так как это вредно отражается на умственных способностях и нравственных качествах ученого. Д. И. Менделеев, И. В. Курчатов, Л. Д. Ландау считали, что искусство помогает им развивать интерес к науке, пробуждает жажду творчества, эмоциональное отношение к проблеме. Рассуждая о том, почему искусство обогащает ученого, Н. Бор писал, что причина «заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». Искусство для ученых — стимулятор эвристической способности, образного мышления, источник эстетических чувств.
              Велико значение науки для обогащения искусства. К. Г. Паустовский считал, что в любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. «Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звездного неба, — писал Паустовский, — если бы они хорошо знали астрономию!»
Ученые эпохи Возрождения сознательно опирались на достижения анатомии, геометрии. Знание законов перспективы, строения тела, изучение природы позволяло им творить шедевры в области живописи, архитектуры, скульптуры. Ученый и художник XV века Леон Баттиста Альберти писал о своем трактате, посвященном живописи:
«Ты увидишь три книги, и в первой, чисто математической, из глубинных корней природы возникает это прелестное и благороднейшее искусство».
                Примеры обогащения поэзии наукой можно встретить в стихах М. В. Ломоносова, И. В. Гете, Р. Тагора, В. Брюсова, У. Уитмена, советского ученого А. Л. Чижевского и др. На стыке науки и литературы возник самостоятельный жанр научно-художественного творчества — научно-художественная литература.

Комментариев нет:

Отправить комментарий